Научная статья на тему 'Современное камнерезное искусство Тувы. Династия Тойбухаа'

Современное камнерезное искусство Тувы. Династия Тойбухаа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1238
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАЙ-ТАЙГА / КАМНЕРЕЗЫ / АГАЛЬМАТОЛИТ / САРЫГ-ХАЯ / ТОЙБУХАА / ДИНАСТИЯ / ДОНДУК ДОЙБУХАА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / МУЗЕИ / BAI-TAIGA / STONE-CARVERS / AGALMATOLITE / SARYG-HAYA / TOIBUHAA / DYNASTY / DOYBUHAA DONDUK / INHERITANCE / MUSEUMS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хертек Александр Сагдыевич

Статья посвящена вопросу развития малой пластики в Республике Тыва, а также династической преемственности этого вида творчества у родоначальников современного тувинского камнерезного искусства. Современные камнерезы работают в четырех основных темах анималистической, этнографической, буддийско-сказочной и спортивной. Бай-Тайга это родина тувинских мастеров-камнерезов, среди которых есть семейные династии, особое место среди них занимает династия Тойбухаа. Хертек Тойбухаа является одним из родоначальников скульптуры малых форм, его дело продолжили сыновья и внуки, среди них выдающимся камнерезом стал Дондук Дойбухаа. Их произведения являются украшением собраний многих музеев России и частных коллекций за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern stone-carving art of Tuva. Toibuhaa Dynasty

The article is devoted to the issue of development of the small plasticity in the Republic of Tuva, as well as the dynastic continuity of this type of creativity among the Tuvan modern stone-carving art founders. Modern stone-carvers work in four main themes animalistic, ethnographic, Buddhist-fairytale and sports. Bai-Taiga is the homeland of stone-carving masters, among whom there are family dynasties, a special place has the Toibuhaa dynasty. Khertek Toybukhaa is one of the founders of small sculpture, his sons and grandchildren continued his work, Donduk Doibuhaa became an outstanding stone-carver among them. Their artworks have spread throughout many Russian museums and private collections abroad.

Текст научной работы на тему «Современное камнерезное искусство Тувы. Династия Тойбухаа»

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.014

УДК 736.2:745/749

СОВРЕМЕННОЕ КАМНЕРЕЗНОЕ ИСКУССТВО ТУВЫ.

ДИНАСТИЯ ТОЙБУХАА

Хертек Александр Сагдыевич Заведующий отделом культуры, искусства и религии, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва. Россия, г. Кызыл. [email protected]

Статья посвящена вопросу развития малой пластики в Республике Тыва, а также династической преемственности этого вида творчества у родоначальников современного тувинского камнерезного искусства. Современные камнерезы работают в четырех основных темах — анималистической, этнографической, буддийско-сказочной и спортивной. Бай-Тайга — это родина тувинских мастеров-камнерезов, среди которых есть семейные династии, особое место среди них занимает династия Тойбухаа. Хертек Тойбухаа является одним из родоначальников скульптуры малых форм, его дело продолжили сыновья и внуки, среди них выдающимся камнерезом стал Дондук Дойбухаа. Их произведения являются украшением собраний многих музеев России и частных коллекций за рубежом.

Ключевые слова: Бай-Тайга, камнерезы, агальматолит, Сарыг-Хая, Тойбухаа, династия, Дондук Дойбухаа, преемственность, музеи.

Библиографическое описание для цитирования:

Хертек А.С. Современное камнерезное искусство Тувы. Династия Тойбухаа / / Искусство Евразии. - 2019. - № 3 (14). - С. 187-201. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.014. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1483113/22/

Современное камнерезное искусство Тувы является одним из древних материальных проявлений народного искусства. Отделка предметов народного быта, декоративная обработка агальматолита называется камнерезным делом, а создание редких по красоте и сложности художественных изделий из поделочного камня - камнерезным искусством.

Рожденное в условиях кочевого быта, тувинское камнерезное искусство воплощалось в самых разных изделиях - игрушках, шахматных фигурках, декоративных деталях бытовых предметов и культовых принадлежностей. Материалом для народной малой пластики издавна служили дерево, агальматолит, медь, бронза, железо, сплавы серебра.

Аннотация

Агальматолит является почти единственным поделочным камнем Тувы, активно используемым местными резчиками. Это непрозрачная разновидность минерала пирофиллита, относящаяся к поделочным камням. Добывается в Юго-Восточной Азии (Корея, Япония, Китай), Монголии, Узбекистане, Казахстане, в Восточной Европе (Чехия, Румыния), на Украине. В России — на Южном Урале, Алтае, в Бурятии. В разное время он был известен под такими названиями, как фигурный камень, аголит (синоним), восковый камень, жировик (старинное название, произошло из-за гладкой, «мыльной» поверхности), кореит (корейский агальматолит), пагодит (старинное название, распространенное в Сибири). В Туве, где добывается агальматолит, излюбленный материал местных камнерезов, этот минерал называют «чонар-даш» («мягкий камень», «камень, который можно резать») [4, с. 31].

Агальматолит — традиционный скульптурный материал тувинских резчиков по камню. Месторождение его располагается на западе, в Бай-Тайгинском кожууне, на вершине горы Сарыг-Хая. Агальматолит залегает линзами протяженностью 100-150 метров. Практически весь материал добывают кустарным способом, углубляясь в землю на 1 или 1,5 метра. Творческий опыт тувинских камнерезов показывает, какие огромные возможности таит в себе этот природный материал. Он легко поддается обработке различными инструментами, в том числе обычным ножом, так как имеет невысокую твердость.

В советское время в тувинском современном камнерезном искусстве ведущие позиции занимали выдающиеся мастера по резьбе из камня: Хертек Тойбухаа, Монгуш Черзи, Мижит-Доржу Хертек, Когел Саая, Байыр Байынды, Раиса Аракчаа. О них писали в своих научных трудах такие известные ученые, как И.М. Мягков [6], С.И. Вайнштейн [2], С.М. Червонная [10], А.Л. Карпун [3], Е.П. Маточкин [5], В.Я. Рафаенко [7] и многие другие. Исследователь Тувы профессор С.И. Вайнштейн на протяжении многих лет изучал народное искусство и быт коренных жителей Республики Тыва, итогом стало издание монументального труда «История народного искусства Тувы» [2], в котором показано становление и развитие современного камнерезного искусства.

В такой скульптуре можно отметить ряд характерных особенностей: во-первых, предельная достоверность образа, реалистическая проработка деталей. Традиционной для Тувы принято считать именно такую, несколько приземистую пластику из дерева, имеющую гладкую поверхность, массивную, скупую по проработке. Скульптура из камня первоначально отличалась именно такими чертами. Вторая особенность — это декоративная стилизация формы. Главные объекты изображения тувинских камнерезов удивительно искусно стилизованы. Изысканно-пластичные декоративно-орнаментальные скульптуры из агальматолита с тонко проработанными деталями и музыкальными линиями силуэтов — это достижения последних десятилетий, связанные с именами крупнейших тувинских народных мастеров: Чанзана Салчака, Хертека Тойбухаа, Монгуша Черзи, Мижит-Доржу Хертека, Байыра Байынды, Раисы Аракчаа, Когела Саая и др. Наиболее часто встречается волнообразный врезной орнамент в трактовке грив, хвостов и шерсти, в завитках рогов. Орнамент мыслится не только как элемент декора, но прежде всего это — деталь, характеризующая то или иное животное. Эти две характеристики — реализм и стилизация — могут органично уравновешиваться либо доминировать друг над другом.

Первые работы старейших камнерезов чаще всего изображали анималистические сюжеты с одиночными фигурами животных, таких как бык, лошадь, овца, собака, верблюд, горный козел, горный баран, медведь, волк, лиса и т. д. Чаще они были похожи на деревянные фигурки животных, выполненные народными мастерами конца XIX — начала XX века. Позы животных были статичными, без динамичных движений и ракурсов [7, с. 247]. Позднее, уже в советское время, вышеупомянутые мастера стали придавать зверям различные повороты, движения, и животные на подставках стали составлять многофигурные композиции.

Ведущей в камнерезном искусстве является анималистическая тема, в которой все камнерезы начинали свою творческую деятельность. Вторая тема — символическая — представляет сказочно-буддийскую тематику, в которой все образы взяты из буддийской мифологии, тувинского эпоса и сказок. Третья тема — спортивная — показывает те виды состязаний, которыми коренное население занималось на протяжении многих веков, — это борьба хуреш, конские скачки и стрельба из лука. Четвертой темой является этнографическая, отраженная в будничных сюжетах, которые тувинцы видели почти каждый день.

В тувинской современной скульптуре малых форм есть преемственность и продолжение династических традиций народных мастеров. В настоящее время существуют династии Х. Тойбухаа, М. Черзи, Б. Байынды, Р. Аракчаа, К. Саая, К. Хунан и других мастеров камнерезного искусства. Мы рассмотрим в статье династию Тойбухаа — одного из родоначальников тувинской современной малой пластики.

Основатель этой династии — народный мастер-камнерез Тувы Хертек Коштайевич Тойбухаа (1917—1981). О его признании говорят следующие звания и награды. Он является заслуженным художником РСФСР, был награжден престижной Государственной премией РСФСР им. И.Е. Репина, на родине в Туве ему было присвоено высшее звание в искусстве «Народный художник Тувинской АССР». Мастер признан одним из основоположников современного камнерезного искусства, а его работы являются классическими образцами для изучения у тувинских художников. Традиции его скульптуры малых форм продолжают сыновья Х.К. Тойбухаа.

Биография Тойбухаа в настоящее время достаточно хорошо изучена. Он родился 1 января 1917 года в местечке Коп-Сок Бай-Тайгинского хошуна в многодетной семье простого арата-скотовода. Его интерес и любовь к камнерезному искусству возникли в раннем детстве. Он видел, как работают старые мастера с деревом и удивительным податливым обычному ножу камнем чонар-даш (агальматолитом). Процесс одухотворения камня, оживления его, возможность придать ему динамику и характер животного или фантастического существа захватил душу мальчика, ввел его в круг творчества. Известно имя его первого наставника — старейшего мастера Кужугета Дуктуг-оола, который подметил интерес и одаренность мальчика и дал первые наставления. Он посоветовал в выборе материала начинать с коры тополя и мягких пород дерева, а затем, овладев техникой и укрепив руку, перейти к работе с агальматолитом.

Кроме художественной одаренности Тойбухаа был на редкость трудолюбивым человеком, что помогло ему быстро овладеть техникой резьбы по камню, выработать свои подходы и приемы. Помышлять исключительно о поприще художника в те времена было невозможно, поэтому любовь к искусству он сочетал с работой

разнорабочим, столяром, стекольщиком. В 1936 г. Хертек Тойбухаа окончил месячные курсы фельдшера-ветеринара в поселке Кызыл-Мажалык и стал работать в родном селе Кызыл-Даг ветеринарным санитаром. Все эти молодые годы он не бросал своего любимого занятия — резьбы из камня скульптуры малой пластики, деревянных игрушек и национальных шахмат.

Хертек Тойбухаа более тридцати лет проработал ветеринарным врачом в родном селе Кызыл-Даг, избирался председателем Кызыл-Дагского сельского совета, а с 1949 г. стал участвовать в областных художественных выставках, которые устраивало местное министерство культуры. В 1964 г. он был принят в члены Союза художников СССР за активное участие в художественных смотрах — местных, зональных, всероссийских. Как человек большой деятельности, широкой образованности, Хертек Тойбухаа стал одним из организаторов создания Союза художников Тувинской АССР как отдельной творческой организации [2, с. 182].

Первые скульптуры молодой камнерез выполнял по частным заказам, которые за прошедшие годы не сохранились, поэтому трудно судить о его первоначальном стиле моделировки, технике вырезания фигур. Можно лишь догадываться, что автор вырезал работы из чонар-даша как бы из дерева, без орнаментации и декорировки. Но круг фигурных сюжетов Хертека Тойбухаа остался традиционно анималистическим, как у многих старейших народных мастеров, — это кони, горные козлы, верблюды, сарлыки, овцы, быки, мифические арзланы и тувинские шахматы [1, с. 87]. Пробудившаяся тяга к творчеству и большой интерес к его произведением побудили Хертека Тойбухаа искать возможность повысить свое художественное образование, что было непросто в Туве в 40-х годах прошлого века. И такая возможность скоро появилась — это был Дом народного творчества, созданный в 1948 г. Инициаторами этого замечательного центра культуры были большие энтузиасты развития художественного творчества в Туве народный писатель С.Б. Пюрбю и известный художник В. Демин. Они проделали колоссальную подвижническую работу, по всей республике находили и приглашали к сотрудничеству мастеров прикладного искусства — резчиков по дереву, камню и другим ремеслам. С ними знакомились, проводили семинары, курсы по обмену опытом, организовывали выставки и писали первые обзоры творчества.

В фонде декоративно-прикладного искусства Национального музея Республики Тыва хранятся скульптуры малых форм Х.К. Тойбухаа, принятые с 1952 г. Они представляют собой анималистические работы, в основном одиночные фигуры животных (олень, козел, баран, лошадь, всадники, несколько тувинских шахмат), и портретную — небольшой бюст И. Сталина. В конце 1950-х — начале 1960-х годов зрелый мастер ищет новые композиционные приемы, придает скульптурным фигурам выразительное движение, тем самым как бы оживляя малую пластику.

Работы конца 1950-х — 1960-х годов представляют серьезный искусствоведческий интерес, потому что относятся к периоду творческого взлета. Более того, в этот период закладываются некоторые очень важные особенности его искусства, которые получат в свою очередь развитие в произведениях других мастеров. Первое, что нужно отметить, это переход к многофигурным композициям. Он потребовал, с одной стороны, усовершенствовать композиционное мастерство, развить чувство пропорциональных соотношений, добиться проработки мелкой пластики как произведения, которое

раскрывает свой образный план с разных точек зрения. Таковы работы «Тувинец и тувинка в национальных одеждах» (1956, рис. 1), «Чабан-женщина на лошади» (1960), «Сакманщица» (1961, рис. 2).

Рис. 1. Тойбухаа Х.К. Тувинец с Рис. 2. Тойбухаа Х.К. Сакманщица. 1961. Агальматолит, тувинкой. 1956. Агальматолит, 10 х 14 х 6,5 см. НМ РТ. Фото: А.С. Хертек 16 х 10 х 5,7 см. Национальный музей Республики Тыва (далее — НМ РТ). Фото: А. С. Хертек:.

Другим важным аспектом его творческого метода стало активное обращение к теме этнографии и воспроизведение в скульптурных произведениях деталей повседневной жизни аратов-скотоводов. Творческими удачами художника стали: «Тува до 1945 года» (1959), «На санях» (1952), «Дойка сарлыка» (1959), «Пастушки» (1962).

Мелкой пластикой не ограничивается художественная деятельность Хертека Тойбухаа, он активно обращается к монументальным формам искусства и выполняет скульптурные композиции для диорам — «Разведчики 60-ти богатырей» (1959) и «Тувинская юрта» (1959), находившиеся в постоянной экспозиции старого Национального музея Республики Тува.

Будучи целостной личностью, наблюдательным человеком, опытным охотником и ветеринаром, Хертек Тойбухаа прекрасно знал анатомию животных, их повадки, пластику. Это стало основанием обширной анималистической серии художника, которую он создает в 1960-х годах. Предметом его внимания становятся верблюды, горные козлы, сарлыки, кони. Опыт создания выразительных по движению работ помогает ему и в создании скульптур с мифологическими персонажами — драконами и арзланами, а также динамичных пластических сюжетов с единоборством человека и животных: «Танец» (1969), «Бой быков» (1960), «Укрощение коня» (1971), «Коза с козленком» (1962). Творческой удачей, отмеченной многими, стала скульптура «Маралуха с теленком» (1963, рис. 3), посвященная теме материнства. В работе композиционно доминирует молодая олениха, которая кормит молоком беззаботного

детеныша. Она же воплощает образ заботливой матери, в резком развороте повернув голову, вслушивается в звуки окружающего пространства.

В анималистическом жанре Тойбухаа проявил себя как прекрасный психолог и человек, боготворящий природу и все живое в ней. Фигура детеныша пластически выразительно вписана в фигуру стоящей матери. Прием фигурной подставки не нов для тувинской каменной пластики, его впервые вводят далекие предшественники Хертека Тойбухаа. Образ, найденный Тойбухаа, был настолько выразительным и емким, что в дальнейшем был повторен в монументальной скульптуре, что украшает въезд в столицу Тувы на девятом километре по шоссе Абакан — Кызыл и символизирует приветствие и материнскую ласку столицы республики.

Следующая работа зрелого мастера — «Верблюд» (1973, рис. 4) — выполнена из светло-серого агальматолита. Пример этой скульптуры четко демонстрирует основной принцип тувинской пластики — сочетание реальности и декоративной фантастики. Верблюд Хертека Тойбухаа сразу узнается как конкретное животное, но в то же время поражает и сказочность образа. Камнерез использует ритмическую вставку поперечными резными линиями, дополняет фигуру верблюда причудливой формы горбиками и гривой, расположенной в двух плоскостях. Художественное своеобразие тувинской малой пластики заключается в соединении реалистического сходства с декоративной фантазией.

Л)

Рис. 3. Тойбухаа Х.К Маралуха

с детенышем. 1963.

Агальматолит,

19,5 х 16 х 5 см. НМ РТ.

Фото: А. С. Хертек.

Рис. 4. Тойбухаа Х.К Верблюд. 1973. Агальматолит, 9 х 16 х 3,5 см. НМ РТ. Фото: А.С. Хертек.

Происхождение мифических образов в мелкой каменной пластике Тувы берет свое начало в тувинском эпосе и сказочных преданиях. В Восточной Азии, особенно в древнем Китае, образ дракона считается символом сверхъестественных и мифических небесных сил. Образ дракона древний, он упоминается еще в деревянной скульптуре тувинцев. По записанным преданиям Вайнштейна, «в прошлом концы луков нередко украшались резными головами животных, в том числе драконов» [2, с. 176]. Хертек Тойбухаа вырезал из чонар-даша образ мифического дракона, он изобразил «Дракона» (1962), совсем как домашнего зверя, который, мягко ступая ногами по земле, поднимает голову к небу, готовясь зарычать. Перед нами одомашненный образ мифического существа, сказочная гроза для многих простых тувинцев в природе. Так решил прославленный камнерез свою идею о драконе.

Одним из героев работ Тойбухаа был лев-арзлан, популярный образ тувинской мифологии, что восходит к нескольким художественным традициям. Он встречается в буддийском пантеоне как стражник, охраняющий от злых духов Будду. Кроме того, он частый персонаж китайской художественной культуры, с которой у тувинцев были всегда тесные контакты. Народные мастера Тувы связывали арзлана с воплощением силы и мощи. Они довольно часто изображали арзланов в дереве и камне. Каждый камнерез вырезал из агальматолита арзланов, по большей части похожих на домашних тибетских собак или на буддийских сказочных львов-полусобак. Очевидно, сказывалось влияние кочевого образа жизни аратов, которые часто общались со своими собаками [9, с. 6].

Интересны и другие изображения малой скульптуры народных мастеров, которые вырезают различных Будд, бодхисатв, различные сцены из буддийской мифологии и тувинских сказок. Хертек Тойбухаа изобразил в агальматолите миниатюрную скульптуру буддийского божества «Бурхан» 1976 г. на небольшом троне.

Предыдущие темы, рассмотренные нами, не освещались в научных периодических изданиях. Этнографическая тема затрагивалась в трудах С.И. Вайнштейна и др. исследователей. Жанровые сцены из бытовой жизни аратов-чабанов, запечатленные в камне, народные мастера видели с детства, и они им знакомы до мельчайших подробностей в поведении, повадках животных и окружающих их людей. Такова скульптурная композиция Тойбухаа «Тувинская юрта в 1945 г.» (1952) — это миниатюрная работа, состоящая из нескольких фигурок животных, юрты и забора, некоторые скульптурки высотой чуть более 1 см. В другой композиции «На санях»

(1952) Тойбухаа решает сложную задачу, как из одного куска камня изобразить сани с всадником и запряженную лошадь. Позже мастер к юбилею Великой Октябрьской революции выполняет барельеф «Дружба русского и тувинского народов» (1957). Х. Тойбухаа не имел художественного образования, но достиг высокого совершенства в овладении барельефной резьбой по камню. В представленной нами ранее работе «Тувинец с тувинкой» (1956, рис. 1) художник правильно и достоверно точно передает этнографическую картину в изображении национальных костюмов тувинцев, в головных уборах и косах, которыми обладает коренное население Тувы.

Х.К. Тойбухаа — первый из старейших народных мастеров-камнерезов еще с 1957 г. стал вести кружок пластического искусства при средней школе села Кызыл-Даг, позднее его примеру последовали другие ведущие мастера по чонар-дашу Тувы. Находясь на отдыхе на аржаане Тарыс (аржаан — целебный источник. — Прим. ред.), опытный мастер первый увидел зачатки и большое стремление к пластическому искусству у скромной работницы магазина Раисы Аракчаа, которая очень хотела научиться резьбе по камню. Став ее наставником, Х.К. Тойбухаа открыл Раисе Аракчаа творческий путь камнереза, увенчавшийся признанием в изобразительном искусстве на всероссийском уровне.

Важный период в творчестве Тойбухаа связан с 70-ми годами прошлого века. Работая в малой пластике, он создает и крупные работы, в том числе в новом для него материале — граните. Из-под руки мастера выходят портреты политических деятелей, героев Тувы, изображения буддийских божеств: «Лежащий козерог» (1971), «Портрет добровольца Салчака Данзын-оола» (1971—1973), «Портрет С.К. Тока» (1977). Многие работы выполнены в реалистической стилистике.

Искусство Тойбухаа выходит за рамки Тувы и получает всероссийское признание, он активно участвует на крупных выставках, представляет свои работы за рубежом: «Сибирь социалистическая» (1964—1980), «Советская Россия» (1965—1981), «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «По родной стране», «Анималисты России», «Скульптура малых форм» в Японии, Канаде, Чехословакии, Румынии, Монголии.

За большой вклад в развитие тувинского и российского изобразительного искусства Хертеку Тойбухаа было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР» (1970), «Народный художник Тувинской АССР» (1977), в 1971 году присуждена Государственная премия Тувинской АССР, а в 1972 году — Государственная премия РСФСР им. И.Е. Репина. О признании художника говорит и факт присвоения его имени одной из лучших художественных школ в Республике Тыва — детской художественной школе им. Х.К. Тойбухаа в поселке Тээли Бай-Тайгинского кожунна (района). Его именем была названа Государственная премия Председателя Правительства Республики Тыва в области декоративно-прикладного и народного искусства 2004 году.

В фонде декоративно-прикладного искусства Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва хранится более 100 скульптурных произведений Хертека Тойбухаа, выполненных из дерева, кости, гранита и агальматолита. Все эти скульптуры составляют народную сокровищницу классического камнерезного искусства Республики Тыва. Многие его произведения малой пластики приобретены музеями Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Барнаула, Красноярска, Новосибирска.

Его сыновья Дондук Дойбухаа и Александр Тойбухаа продолжили дело отца в развитии тувинской резьбы по камню.

В тувинской современной малой пластике в конце XX — начале XXI века лидирующие позиции занимает творчество Дондука Хертековича Дойбухаа, который оказал заметное влияние на дальнейшее развитие национальной скульптуры малых форм [7, с. 251]. Его камнерезное искусство относится к реалистическому направлению. Большая часть его художественного камнерезного наследия хранится в фондах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее Востока в Москве, в большинстве художественных музеев Сибири, также в Национальном музее им. Алдан-Маадыр Республики Тыва и частных коллекциях во многих зарубежных странах.

Его отец многому научил сына: как выбирать чонар-даш (агальматолит) на месторождении Сарыг-Хая, определять цветность и хрупкость материала. Как наставник старый мастер обучал первым техникам резьбы по камню и отделке фигур стилизованным орнаментом. Первые успехи сына отец одобрял и напутствовал его на дальнейшее развитие его способностей в овладении резьбой по агальматолиту. Позднее Д. Дойбухаа выработал свой индивидуальный почерк, близкий к реалистическому направлению советской скульптуры, которое отличалось от мягкой лирической трактовки животных Хертека Тойбухаа.

Дондук Хертекович стал участвовать в местных республиканских художественных выставках Тувы с 1964 года. Его анималистические произведения изображали в основном фигуры овец, баранов, горных козлов, быков, маралов, всадников чаще в статичных позах, но с тщательной проработкой скульптурных форм.

В 1968 году Д. Дойбухаа был принят в члены Союза художников СССР, являлся одним из первых членов Союза художников Тувинского отделения Союза художников РСФСР. Уже как полноценный народный мастер он постоянно участвует в местных республиканских, зональных выставках «Сибирь социалистическая», всероссийских — «Советская Россия», «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «Анималисты России», «Народное искусство России», всесоюзных — «По родной стране», «Слава Октябрю» и ряде зарубежных выставок.

За 55-летнюю творческую деятельность он участвовал в более ста художественных смотрах. Его фигуры малой пластики изображали одиночные фигуры животных — сарлыков, баранов, верблюдов, арзланов, козлов, оленей, диких зверей, наполненные добрым человеческим отношением автора. Эти работы отличаются высоким профессиональным мастерством обработки чонар-даша, гармоничным сочетанием объемов и почти ювелирной проработкой деталей. Среди однофигурных скульптур Дойбухаа можно выделить композицию «Укрощение коня» (1973, рис. 5), в которой автор выразил эмоциональную сущность момента, когда молодой тувинец оседлал необъезженного коня и стремится его обуздать. Фронтальная композиция наполнена страстью и эмоциями, когда животное стремится скинуть наездника, который крепко держится за упряжь.

С середины 1970-х гг. Дондук Дойбухаа постепенно отходит от традиционной трактовки животных, которые изображались во фронтальной плоскости, порой в застывшей позе. В работе «Горный баран» (1978, рис. 6) автор пластично вырезает фигуру архара, тонко моделируя его туловище. Стилистическая орнаментика дана в прорезях рогов барана и врезных линиях шерсти на груди животного. Камнерез

до предела доводит типизацию животного. Это не просто обыкновенный горный баран — это монументальный памятник животному. Величественная голова с крупными закрученными рогами, гордый взгляд, царственный поворот — все это говорит о том, что природа и ее герой — горный баран — само совершенство.

Рис. 5. Дойбухаа Д.Х.

Укрощение коня. 1973.

Агальматолит,

9,5 х 14 х 4,5 см. НМ РТ.

Фото: А. С. Хертек.

Рис. 6. Дойбухаа Д.Х. Горный баран. 1978. Агальматолит, 13 х 14 х 4,5 см. НМ РТ. Фото: А. С. Хертек.

Рис. 7. Дойбухаа Д.Х. Скачки. 1981. Агальматолит, 11 х 21 х 8 см. НМ РТ. Фото: А.С. Хертек.

В 1980-е гг. он стремится оживить фигуры животных, придавая им различные повороты головы, туловища и движения ног. Дондук Хертекович стал создавать скульптурные сюжетные композиции из тяжелой жизни тувинских чабанов, для просмотра которых был необходим круговой обзор, как для классической станковой скульптуры. Автор работает во всех жанрах малой пластики народного искусства Тувы. Приведем, к примеру, его композицию из спортивного жанра «Скачки» (1981, рис. 7).

С древних времен тувинские мужчины состязались в трех видах единоборств — стрельбе из лука, борьбе хуреш и конных скачках. Проводились они летом в праздник животноводов. Эти сцены спортивных игрищ народные мастера любили изображать в дереве, камне, металле. В работе «Скачки» автор передает стремительный бег лошадей, из-под копыт которых вьется пыль в виде завитков позади. Юные всадники без седел крепко держатся на конях, целеустремленно вглядываются вдаль, к финишу. Композиция близка к станковой скульптуре малых форм, она лишена орнаментации и стилизации. Лишь в завитках пыли позади животных видна определенная декорировка.

Рис. 8. Доибухаа Д.Х. Козлы. 1983.

Агальматолит, 14x9 х 8 см. НМ РТ.

Фото: А. С. Хертек.

В анималистической композиции «Козлы» (1983, рис. 8) группу животных нужно рассматривать вкруговую с обзором на 360 градусов. В стремлении автора к станковой круглой пластике заметно, что Дойбухаа стремится обозначить тувинскую скульптуру не как фронтальную, а ближе к классической скульптуре. В этой работе камнерез вырезал из красно-коричневого агальматолита двоих молодых козлов, первый привстал на камень и всматривается напряженно вдаль в поисках вероятного противника. Второй спокойно лежит на камнях, не беспокоясь о грядущем дне. Камнерез — большой мастер композиции: он ясно и четко располагает фигуры на подставке [3, с. 7]. У него все продумано и скомпоновано, первая фигура — лидирующая, вторая умиротворяющая первую.

В последнее время этнографический жанр у Д. Дойбухаа стал преимущественным, автор много вырезал жанровых сцен из нелегкой будничной жизни аратов-чабанов. Так, одна из композиций «Табунщики» (1987, рис. 9) показывает, как чабаны подковывают лошадь перед дорогой. Молодой тувинец держит за поводья животное, чтобы оно не взбрыкивало, а более старший, подогнув ногу лошади, подковывает ее. В этой работе минимум орнаментации — врезанными линиями показана грива и хвост животного, волосы чабанов. Даже показана прическа старшего арата, которую носили тувинцы еще в XIX веке.

Рис. 9. Дойбухаа Д.Х.

Табунщики. 1987.

Агальматолит,

8,5 х 13 х 6,5 см. НМ РТ.

Фото: А. С. Хертек.

Кроме анималистических фигур камнерез выполнил тувинские шахматы с досками и без них. Резьба фигурок шахмат — очень трудоемкий процесс, на который уходит много времени. Камнерез тщательно и скрупулезно вытачивает из агальматолита миниатюрные фигурки национальных шахмат, за все время творческой деятельности вырезав несколько наборов.

В середине 1970-х гг. Дондук Дойбухаа вместе с народными мастерами сел Тээли и Кызыл-Дага оформили центральную аллею парка села Тээли, украшая монументально-декоративными бетонными фигурами животных Тувы и образом тувинской женщины, встречающей гостей с пиалой белого чая и приветственным кадаком (лентой). Это был большой вклад в начало развития монументального скульптурного искусства Республики Тыва.

Д.Х. Дойбухаа назначался членом местных и зональных выставкомов «Социалистическая Сибирь», «Сибирь», избирался депутатом нескольких съездов Союза художников РСФСР, награжден многими дипломами, почетными грамотами, в 1988 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР», в 1991 году — звание лауреата Государственной премии Республики Тыва в области архитектуры за создание монументального комплекса скульптур на площади Арата в Кызыле. В 2005 году мастер стал лауреатом премии Председателя Правительства Республики Тыва по камнерезному искусству им Х.К. Тойбухаа. В 1992 году за создание высокохудожественных произведений из камня четырем тувинским камнерезам, в числе которых был Д.Х. Дойбухаа, были присвоены высокие звания лауреатов Государственной премии Российской Федерации в области литературы и изобразительного искусства.

В 2017 году ему было присвоено высокое звание «Народный художник Российской Федерации».

Под его наставничеством прошли путь становления скульптора малой пластики многие молодые мастера, воспринявшие трудоемкое искусство обработки агальматолита и впоследствии ставшие членами Союза художников Российской Федерации. Его сын Рафаэль Дондукович был старательным камнерезом, участвовал во многих выставках, был принят в члены Союза художников России, но трагически погиб. Дочь Дондука Дойбухаа тоже вырезает фигуры животных из агальматолита, с художественной точки зрения находясь в начале пути.

Малая пластика Дондука Хертековича Дойбухаа хранится в фондах декоративно-прикладного искусства Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, картинных галереях, художественных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Иркутска, Барнаула, Кемерова и во многих частных зарубежных художественных собраниях [8, с. 5].

Таким образом, в камнерезном искусстве Тувы сохраняются династии народных мастеров резьбы по агальматолиту, граниту и дереву, которые сохраняют национальные традиции и развивают определенные темы современного камнерезного искусства Республики Тыва. Пример этому — династия отца Х.К. Тойбухаа и сына Д.Х. Дойбухаа, которая стала традиционной в современной скульптуре малых форм Республики Тыва.

1. Будегечиева Т. Б. Художественное наследие тувинцев. — М., 1995. — 115 с.

2. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. — М., 1979. — 219 с.

3. Карпун А.Л. Искусство тувинских камнерезов // Тувинская камнерезная пластика. Каталог. Выставка скульптуры малых форм из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. — М.: Институт востоковедения РАН, 2004. - 48 с.

4. Кудрявцев В.И. Камнесамоцветное сырье Республики Тыва (история изучения, классификация и обзор ресурсов). — Кызыл, 1996. — 73 с.

5. Маточкин Е.П. Преемственность наследия в искусстве коренных народов Сибири // Шестые сибирские искусствоведческие чтения «Современное искусство Сибири в контексте региональных художественных выставок второй половины XX — начала XXI века». Материалы республиканской научной конференции. — Новосибирск: ОАО Новосибирское книжное издательство, 2008. — С. 171-178.

6. Мягков И.М. Искусство Танну-Тувы // Материалы по изучению Сибири. — Томск: Изд-во биолог. фак-та Томского гос. ун-та, 1931. — Т. 3. — С. 144-148.

7. Рафаенко В.Я. Современное состояние и перспективы развития тувинского народного искусства // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. Сборник статей. — Л.: Художник РСФСР, 1981. — С. 242-256.

8. Хертек А.С. Продолжатель династии. [О творчестве камнереза Д.Х. Дойбухаа] //

Тувинская правда. 2015. — № 28 от 19.03.2015. — С. 5.

9. Хертек А.С. Чабан, охотник и художник. [О творчестве камнереза Х.К. Тойбухаа] // Тувинская правда. — 2017. — № 56 от 01.06.2017. — С. 6.

10. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. — СПб., 1995. С. 146-176.

Статья поступила в редакцию 06.09.2019 г.

Литература

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.014

THE MODERN STONE-CARVING ART OF TUVA. TOIBUHAA DYNASTY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Khertek Alexander Sagdyevich

The Head of the Department of Culture,

Arts and Religion of the National Museum named

after Aldan-Maadyr of the Republic of Tuva.

Russia, Kyzyl.

[email protected]

Abstract

The article is devoted to the issue of development of the small plasticity in the Republic of Tuva, as well as the dynastic continuity of this type of creativity among the Tuvan modern stone-carving art founders. Modern stone-carvers work in four main themes — animalistic, ethnographic, Buddhist-fairytale and sports. Bai-Taiga is the homeland of stone-carving masters, among whom there are family dynasties, a special place has the Toibuhaa dynasty. Khertek Toybukhaa is one of the founders of small sculpture, his sons and grandchildren continued his work, Donduk Doibuhaa became an outstanding stone-carver among them. Their artworks have spread throughout many Russian museums and private collections abroad.

Keywords: Bai-Taiga, stone-carvers, agalmatolite, Saryg-Haya, Toibuhaa, dynasty, Doybuhaa Donduk, inheritance, museums.

Bibliographic description for citation:

Khertek A.S. The modern stone-carving art of Tuva. Toibuhaa Dynasty. Iskusstvo Evrazii — The Art of Eurasia, 2019, No. 3 (14), pp. 187-201. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.014. Available at: https://readymag.com/u50070366/1483113/22/ (In Russian).

References

1. Budegechieva T.B. Khudo%hestvennoe nasledie tuvintsev [Tuvan art heritage]. Moscow, 1995. 115 p.

2. Weinstein S.I. Istoriya narodnogo iskusstva Tuvy [History of folk art of Tuva]. Moscow, 1979. 219 p.

3. Karpun A.L. Iskusstvo tuvinskikh kamnere%ov [The art of Tuvan stone-cutting]. In: Tuvinskaya kamnereznaya plastika. Katalog [Tuva stone-cutting plastic. Catalog of exhibition]. Moscow, Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, 2004. 48 p.

4. Kudryavtsev V.I. Kamnesamotsvetnoe syr'e Respubliki Tyva (istoriya izucheniya, klassifikatsiya i ob%or resursov) [The semiprecious raw of the Republic of Tyva (history of study, classification and review of resources)]. Kyzyl, 1996. 73 p.

5. Matochkin E.P. Preemstvennost' naslediya v iskusstve korennykh narodov Sibiri [Continuity of heritage in the art of the indigenous peoples of Siberia]. In: Shestye sibirskie iskusstvovedcheskie chteniya «Sovremennoe iskusstvo Sibiri v kontekste regional'nykh khudo%hestvennykh vystavok vtoroi

poloviny XX — nachala XXI veka» [Sixth Siberian art studies «Contemporary art of Siberia in the context of regional art exhibitions of the second half of the XX — beginning of the XXI century»]. Novosibirsk, OAO Novosibirskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2008, pp. 171-178.

6. Myagkov I.M. Iskusstvo Tannu-Tuvy [The Art of Tannu-Tuva]. In: Materialy po izucheniyu Sibiri [Materials on the study of Siberia]. Tomsk, Faculty of Biology, Tomsk State University, 1931, Vol. 3, pp. 144-148.

7. Rafaenko V.Ya. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy ra%yitiya tuvinskogo narodnogo iskusstva [The current state and development prospects of Tuvan folk art]. In: Tvorcheskie problemy sovremennykh narodnykh khudo%hestvennykh promyslov. Sbornik statei [Creative problems of modern folk art crafts. Collection of articles]. Leningrad, Khudozhnik RSFSR, 1981, pp. 242-256.

8. Khertek A.S. Prodol%hatel' dinastii [The successor of the dynasty]. Tuvinskaya pravda — Tuva truth, 2015, - No. 28 (March, 19), p. 5.

9. Khertek A.S. Chaban, okhotnik i khudozhnik [Shepherd, hunter and artist]. Tuvinskaya pravda — Tuva truth, 2017, No. 56 (January, 6), p. 6.

10. Chervonnaya S.M. Khudozhniki Respubliki Tyva [Artists of the Republic of Tuva]. St. Petersburg, 1995, pp. 146-176.

Received: September 6, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.